Как и зачем учить шлоки?
Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж
29.03.2012, даршан после лекции
– Махарадж, у меня никак не получается запоминать /шлоки/. Я их учу, но
на следующий день забываю.
– Если хочешь выучить /шлоку/, то следует полностью на ней
сконцентрироваться. Сядьте в уединенном месте и забудьте про все
проблемы. Только вы и /шлока/. Тогда /шлока/ действительно войдет в
сердце. А если учите /шлоку/, но при этом думаете о своем, то так и
будете забывать.
Однажды Дроначарья решил проверить, хорошо ли его ученики овладели
лучным искусством. Он поместил на ветку дерева игрушечную птицу и велел
ученикам попасть стрелой в глаз птицы. Ученики выходили по очереди, но
перед тем, как позволить им выстрелить, Дроначарья спрашивал у каждого:
«Что ты видишь?» Ученики отвечали: «Вижу дерево», «Вижу ветку», «Вижу
птицу на ветке». И Дроначарья отвечал им: «Ты не готов. Садись». Наконец
подошла очередь Арджуны. Дроначарья спросил его:
– Готов?
– Да, Гурудев.
– Видишь дерево?
– Нет.
– Видишь ветку?
– Нет.
– Видишь птицу?
– Нет.
– А что ты видишь?
– Гурудев, я вижу только глаз птицы.
– Стреляй, мой мальчик. Ты готов.
Арджуна достиг успеха, потому что не видел ничего, кроме поставленной
перед ним цели. Вот так нужно сконцентрироваться на /шлоке/, которую мы
хотим выучить. Иначе приобретенные знания утекут сквозь пальцы, как вода
из треснувшего сосуда.
Когда я в первый раз пришел к Диди, она спросила меня:
– Хочешь совершать /бхаджан/?
Я ответил:
– Да, а что это?
– Неси «Бхагавад-гиту», я покажу.
Она задала к следующему дню выучить первую /шлоку/, но я три дня не мог
ее запомнить. Наконец, она сказала, что не будет меня учить. Потом я
решительно поставил перед собой цель. Я купил на рынке самую большую
«Бхагавад-гиту». Она до сих пор лежит у меня в комнате. Через пять дней
я пришел и рассказал все /шлоки/ первой главы.
Как можно понять, что вы хорошо воспеваете /харинаму/? Если растет вкус
к /хари-катхе/ и интерес к /таттва-сиддханте/, значит, вы качественно
воспеваете. А если нет вкуса к /катхе/ и понимания /таттва-сиддханты/,
значит, вы повторяете только материальные звуки. Машина тоже может
повторять /Харе Кришна/, но у нее нет чувств и /бхавы/. Такое повторение
бесполезно.
Зачем нужна /сиддханта/? Без понимания /сиддханты/ мы легко можем
попасть под влияние /майи/. Одолеть /майю/ очень трудно. Ведь она очень
большая, а /джива/ – бесконечно маленькая. Стоит ей дунуть, и /дживу/
унесет. Но правильное понимание философии можно сравнить с грузом,
который придает нам веса и устойчивости. И тогда /майя/ не сможет нас
сдуть. Не ленитесь изучать /сиддханту/. Это поможет вам сосредоточить ум
на Кришне.
*– Вы сказали вчера, что зависть нельзя использовать в служении Кришне.
Что же тогда с ней делать? И почему она появляется?*
*– *Зависть совершенно бесполезна. Радуйтесь за тех, кто выше, идите в
ногу с теми, кто наравне с вами, и помогайте тем, кто ниже. Если кто-то
совершеннее вас, то радуйтесь за него и следуйте за ним. Думайте: «Идя
за ним, я тоже смогу стать таким». Тогда вы сможете продвигаться. А если
в сердце есть зависть, то вы завидуете всем, кто выше вас, и
соперничаете со всеми, кто наравне. Не нужно завидовать. Кому хуже от
вашей зависти? Только вам самим. Вы упускаете возможность следовать за
более возвышенным вайшнавом и продвигаться.
Смотрите. Сначала Луна находилось в Океане, но потом поднялась над ним.
Однако Океан не завидует Луне, а радуется за нее: «Только посмотрите на
мою Луну! Раньше она была подо мной, а теперь поднялась так высоко и
дарит прохладу и радость всему миру!» Он не говорит: «Эй, ты! Как ты
посмела подняться выше меня?» Наоборот, когда Луна восходит, Океан
радуется и вздымает волны ей навстречу, словно рукоплещет ей.
/Анартхи/, такие как зависть, могут уйти только в /садху-санге/.
*– Испытывает ли Лакшми зависть к Радхарани?*
– Со стороны может так показаться, но их соревнование – это соревнование
любви. Они состязаются, кто больше порадует Кришну. Это не мирская
зависть, а часть /премы/. Мы же соревнуемся из-за гирлянд, мирской славы
и т.д. Если все ваши устремления направлены на служение Кришне, то
зависти не будет.
Представьте, что кто-то очень красиво украсил Кришну на алтаре, и теперь
от Него невозможно отвести глаз. Вы будете думать: «Кто-то так красиво
украсил моего Кришну! Какой молодец!» Нет зависти.
[Махарадж уходит, и мы перемещаемся к Диди].