Спящие в канаве
Шрипад Бхактиведантой Мадхусуданой Махараджем
10-15 апреля 2012
Преданный: В «Мадхурья-кадамбини» описано, как на уровне премы преданный впервые получает даршан Кришны. И Кришна последовательно раскрывает ему сладость Своего облика, аромата, голоса, прикосновения и нектара Своих губ. Я так понимаю, это описание касается лишь тех преданных, которые находятся в настроении гопи. А как происходит первый даршан с Кришной у тех, кто находятся в манджари-бхаве?
Диди: Точно так же.
Преданный: Но там описано, что Кришна дает преданному отведать нектар Своих губ, а мы знаем, что у Манджари нет желания встречаться с Кришной напрямую.
Диди: Они к этому не стремятся, но иногда Радхика, будучи довольной служением своей Даси, думает: «Моя Даси так преданно служит Мне! Я хочу вознаградить ее и дать ей блаженство встречи с Кришной». Так Радхика Сама устраивает их встречу. Но по своей воле Манджари не пойдет к Кришне.
Преданная: Диди, в песне «Шаранагати» Бхактивинода Тхакур говорит: шад-анга шаранагати хоибе джахара тахара прартхана шуне шри нанда-кумара. То есть Кришна слышит наши молитвы лишь тогда, когда мы полностью вручили себя Ему. Значит, когда мы повторяем гопала-мантру или кама-гаятри, Кришна не слышит наших молитв?
Диди: Он слышит вас, но не отвечает. До тех пор, пока вы не предадитесь, Он не будет отвечать.
Преданная: Диди, я уже много раз слышала о предании, но все равно не понимаю. Объясните, что конкретно нужно делать, чтобы предаться? Можете дать алгоритм?
Диди: Просто продолжай практику. Со временем придет милость Гуру и Тхакурджи, и ты поймешь.
Преданная: Диди, но можете просто рассказать, что нужно делать?
Диди: Сейчас у тебя еще нет квалификации.
Преданная: Но если вы мне ее дадите, то она появится.
Диди: Нужно терпение. Мать не дает ребенку драгоценное колье, потому что ребенок не понимает ценности этой вещи и может выбросить ее. Гуру пока не дает тебе это, потому что ты еще не умеешь это ценить. Если бы вас прямо сейчас взяли в кунджуслужить Радхе и Кришне, что бы вы сделали? Первым делом вы бы отодвинули Радхику в сторону, чтобы самим наслаждаться с Кришной. Поэтому у вас пока нет квалификации, чтобы там находиться.
Не нужно прыгать. Вам предстоит последовательно пройти все ступени, пока не обретете квалификацию. Со временем Гуру и Тхакурджи все вам откроют.
Махарадж: Будьте довольны тем, что вы уже получили. Будьте благодарны за это. Это уже немало. «Я во Вриндаване. Я могу общаться с преданными и слушать хари-катху. Я могу получать даршан Божеств и посещать арати». Не думайте, что это какой-то пустяк. Это огромная милость.
Диди: (говорит одной преданной) Прежде всего, старайся избавиться от гнева. Когда гневаешься, ты просто теряешь рассудок.
Преданная: Но когда кто-то забирает мое служение, которое я всегда выполняла…
Диди: Почему ты решила, что это твое служение? Тебе ничто не принадлежит. Тхакурджи дали тебе это служение на какое-то время, как милость, а потом передали кому-то другому. Нужно с радостью делиться служением со всеми. Если кто-то начал выполнять «твое» служение, ты должна думать: «О, Тхакрджи решили дать ему милость». Найди себе другое служение. Нужно радоваться за других и подталкивать их вперед. Но ты спешишь сама, расталкивая всех. Хочешь забрать всю милость и первой попасть на Голоку Вриндавана? (смеется) А другим чтобы ничего не досталось? Это настроение соперничества. Оставь его и тогда получишь милость.
Преданный: Диди, вы вчера говорили, что Баларама исходит из правой стороны Кришны, а Радхика – из левой. Это означает, что они находятся на одном уровне? Но я думал, что Радхика должна быть более возвышена, чем Баларама. Ведь в Маха-мантре имена Радхи и Кришны, но там нет Баларамы…
Диди: Почему ты решил, что там нет Баларамы? Кто дал тебе эту мантру? Кто велел тебе повторять Харе Кришна? Гуру. Аканда-гуру-таттва. Баларама. Как же ты можешь говорить, что Баларамы там нет? Маха-мантра – это не какая-то маленькая узконаправленная мантра. В ней заключены все материальные и духовные миры. В ней есть все, поэтому она и называется Маха-мантра, то есть Великая мантра.
Преданный: Но когда Кришна являет самые сокровенные игры, Баларама в них не участвует, ведь так? Только Радхика.
Диди: Баларама участвует во всех играх. В самых сокровенных играх он участвует в двух аспектах: 1) как сестра Радхарани, Ананга-манджари, которая всегда служит Радхарани, 2) и как сама Дхама, кунджи и все параферналии, которые используются в служении Радхе и Кришне.
Преданный: Что такое сознание?
Махарадж: Сознание – чит. Как же перевести слово чит?
Диди: Какое бы английское слово мы ни подобрали, значение все равно меняется. В этом проблема.
У сознания в чистом состоянии есть такая особенность. Оно исполнено знания. У души нет никаких анартх или грехов. Она всегда видит истину. Если за сто метров от нас будет веревка, мы будем гадать: «Может, это веревка. А может, змея». Но чит, чистое сознание, по своей природе таково, что видит истину. Оно сразу видит – это веревка. Это правда. Это притворство. Это вечное. Это временное.
Душа – частичка Кришны и обладает Его свойствами. Представьте, насколько могущественна эта частица духа, если она одна – такая невероятно маленькая, меньше атома! – оживляет все тело, дает ему энергию, чтобы произвести столько изменений в мире. Посмотрите вокруг. Всему причиной эта атомарная искорка чит.
А теперь смотрите, как действует майя. Если я суну палец в огонь, то обожгусь и немедленно одерну руку. И больше никогда не полезу в огонь. Так? Но мы уже множество жизней горим в огне самсары, и даже не чувствуем этого. Почему?
Преданные: Уже привыкли?
Диди: Почему мы не чувствуем, что горим в огне?
Махарадж: Потому что мы пьяны. Наше сознание «чит» - мертвецки пьяно. Майя опьянила нас, и мы спим.
Диди: Ко мне недавно пришла одна женщина. Она говорит: «Раньше я была очень серьезной преданной, брахмачарини. Читала много кругов, постилась, совершала парикрамы… Но потом я стала гордиться. «Я самая возвышенная из всех. Мне не нужно общаться с этими Махараджами, потому что я более возвышенна, чем они». Думаю, теперь мне лучше выйти замуж, чтобы снова стать смиренной. А иначе я совершу множество оскорблений и пойду в ад». (Диди смеется). Посмотрите, как работаетмайя! Полностью покрывает разум. Ты хочешь стать смиренной, чтобы уберечься от ада, и при этом сама идешь в ад? Ты что не знаешь, что семейная жизнь – это ад?! Это самсара, а самсара – это не что иное, как ад.
Одно дело, если ты сначала женился, а потом пришел к гуру. Тогда нужно практиковать там, где ты есть. Но если тебе уже дали знание… если ты уже понял, что это огонь и он обжигает, но все равно сам идешь в огонь, то что это означает? Это означает, что у тебя нет разума. Это означает, что ты мертвецки пьян.
Махарадж: Если мы испачкаемся во что-то грязное, то нам сразу захочется омыться. Почему? Потому что у нас есть понимание чистоты. Мы не хотим оскверняться. Но подметальщик, который прочищает сточные канавы, или пьяница, спящий в луже, не чувствуют отвращения. Вокруг этого пьяницы зловоние и испражнения, но ему хорошо. Он спокойно спит и улыбается во сне. Ему снится, что он царь, сидит на троне, слуги омахивают его, служанки омывают ему стопы… Но когда он просыпается, что он видит? Он лежит в зловонной канаве среди свиней и собак, которые нюхают и лижут его.
Мы не чувствуем дурного запаха материальной скверны. Но на самом деле мы спим в канаве.
Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж