Даршан накануне Дня явления Шрилы Тривикрамы Махараджа:

Шрипад БВ Мадхусудана Махарадж

19.01.2012

У: На Западе люди всегда очень заняты. Они с утра до ночи работают, и не остается времени на то, чтобы погрузится в джапу и чтение книг. Возможно ли вообще совершать бхаджан на Западе? Или все должны приехать сюда, во Вриндаван?

Диди: Нет. Не нужно всем сюда приезжать. Если они не подготовлены, они будут только мешать.

У: Но как же им продвигаться в духовной жизни, если работа занимает по 8 часов?

Диди: Нужно находить время для бхаджана – для джапы и книг. Нужно сесть в одном месте и искренне повторять святые имена. Во время повторения джапы не разговаривайте. Не нужно тратить время на бессмысленную болтовню.

Если во Вриндаван приедут неподготовленные люди, то они просто будут мешать тем, кто здесь совершает бхаджан. Так много молодых преданных приезжало во Вриндаван! Но более 70% из них - уже уехали… Однако среди тех, у кого уже есть опыт, среди преданных старшего возраста, чаще встречаются те, кто принимает прибежище у садху и правильно совершает бхаджан.

Махарадж: Что такое бхаджан? Бхаджан – это когда ум всегда одинаков. То, что вы думаете сейчас, – то же самое вы должны думать и через 10 лет, причем с такой же решительностью и целеустремленностью. А не то, что сегодня я говорю: «О Гурудев, я твой», а через пять минут занимаюсь, чем хочу. Для бхаджана нужно полное самопожертвование и предание.

Диди: Если молодые преданные переезжают жить во Вриндаван без соответствующей квалификации, то они всем мешают и совершают оскорбления. В конце концов, они начинают думать, что Кришна – выдумка, уезжают и больше не хотят сюда возвращаться. После того, как они совершают оскорбления, Тхакураджи могут действительно больше не пустить их во Вриндаван…

В святой Дхаме, конечно, много милости, но необходимо сукрити, чтобы удержать это…

Т: А что если нет сукрити? Если нет никакой квалификации, чтобы совершать бхаджан, но все равно есть очень сильное желание жить во Вриндаване, находится в садху-санге?

Диди: Если вы приехали во Вриндаван, то это уже говорит о том, что есть определенное сукрити. Приезжайте каждый год на 2-3 месяца. Если оставаться надолго, то могут возникнуть проблемы. Но это не про всех. Многие приезжают и живут всю жизнь. И хорошо выполняют свое служение.Просто имейте в виду – чтобы здесь жить, необходим определенный уровень.

Есть только одно исключение. Даже если нет никакого уровня и нет сукрити, но есть всего одно качество – умение крепко держаться за стопы садху и готовность выполнить все, что бы он ни приказал, – то мы может жить во Вриндаване и прогрессировать. Такой человек подобен глине. Даже если сейчас он просто бесформенный кусок, но он мягкий и податливый, поэтому садху может слепить из него любую форму.

Махарадж: Но мы предаемся Гурудеву лишь на 2-3%, а остальное оставляем для себя.

Диди: Люди не верят гуру, а верят всякого рода астрологам. Гурудев рассказывал историю, что какие-то его ученики пошли к астрологу и заплатили ему 40 000 рупий за астрологическую выкладку. Но тот, кто предался гуру, никогда не пойдет к астрологам, он будет верить и следовать только гуру.

Махарадж: Никто в этом мире не может изменить свою карму. Но гуру и Вайшнавы могут все. Они меняют судьбу и даже линии на ладонях. Но это возможно только если есть вера в гуру.

Диди: Отец, мать и гуру – одна категория. Отец и мать тоже желают для нас блага. Они хотят блага для своих детей. Поэтому к ним тоже нужно относиться с благодарностью и почтением.

Махарадж: Но гуру и Вайшнавы хотят истинного блага. А отец и мать желают лишь временного блага. Они, конечно, хотят лучшего, но их познания ограничены. Они не могут желать нам больше, чем сами знают.

Как только мы теряем веру и совершаем оскорбления Вайшнавов, то сразу же падаем. Если мы солгали, украли что-то – это не такая большая проблема. Это грех. Чтобы очиститься, достаточно просто продолжать совершать бхаджан. Но если мы начинаем думать: «О, этот Вайшнав такой же, как я!» (если судим его с материальной точки зрения), то сразу же падаем. Вайшнава-таттва – как очень тонкая змея. Она нам кажется безопасной, но если она ядовитая, то этот яд может убить нас. Так и Вайшнав со стороны кажется обычным человеком. Первая наша ошибка – мы думаем: «О, мы более возвышены, чем эти Вайшнавы!» Никогда так не думайте!

Бхаджан не зависит ни от чего. Если у нас есть все материальные качества, но мы не совершаем бхаджан, то все это бесполезно. В таком случае наши достоинства будут подобны украшенному драгоценностями телу мертвой женщины.

Допустим, доктор скажет вам: принимайте три раза в день миндальное молоко (миндаль, растертый в порошок и растворенный в воде). Для этого нужно сначала растолочь миндаль. Это такая трудная работа, что через пару дней вы скажете : «Я устал и не могу больше этого делать». Но если вам кто-то принесет стакан уже готового миндального молока, да еще и с медом и специями, то вы с удовольствием его выпьете. Это очень вкусно. Нам повезло, что Вайшнавы уже сделали за нас всю тяжелую работу. Они изучили все писания и извлекли из них суть. Если бы мы попытались сами изучить все писания и понять смысл, нам не хватило бы и тысячи жизней. Но Вайшнавы заботливо дают нам суть всех шастр, как мать дает ребенку миндальное молоко.

Однако некоторые особо тяжелые больные не могут принять даже готовое миндальное молоко. Вайшнавы дают нам самое важное, но мы не может это переварить, и нас рвет.

Завтра день явления Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. Это очень необычный месяц. В этот месяц приходили многие великие личности: Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Гурудев…

Когда Шрила Тривикрама Махарадж пришел в матх, у него были очень высокие стандарты. Парам-гурудев говорил: «Если у кого-то в матхе проблемы во взаимоотношениях с кем-либо из гуру-братьев, то идите к Шриле Тривикраме Махараджу». Шрила Тривикрама Махарадж обладал удивительной способностью скреплять все вместе.

Его сравнивали с Шивой. Иногда Шива ведет себя так, что кажется, будто он все делает против бхакти. На самом деле это не так. Шанкарачарья не был против бхакти. И это не его вина, что его последователи не подчинились его наставлениям. Нектар трансцендентен, но сосуд, в который его поместили, – нет. Так же и в случае со Шрилой Тривикрамой Махараджем. Многие карми, гьяни и йоги слушают о лилах Кришны и думают, что они материальны. Поэтому Шрила Тривикрама Махарадж иногда останавливал Гурудева, чтобы защитить. Если человек, не умея плавать, прыгает на глубину, и рядом нет Гурудева, то он может утонуть. Эта раса защищает одного-двух, а остальных убивает. А Гурудев говорил, что если хотя бы один-два поймут, то его цель будет достигнута.

Диди пришла в 1988 г. и приняла дикшу у Шрилы Гурудева. Шрила Тривикрама Махарадж всех женщин держал на огромном расстоянии. Но когда он услышал, что в матх пришла молодая девушка из Калькутты, профессор, и сразу надела белые одежды, то он решил приехать во Вриндаван и посмотреть, что там происходит. Тогда все уговаривали Диди, чтобы она получила посвящение у Шрилы Ваманы Махараджа в Навадвипе, во время парикрамы. Но Диди говорила, что хочет получить посвящение во Вриндаване, то есть там, где будет жить и совершать бхаджан. Она хотела принять дикшу только у Гурудева. И Гурудев сказал: «Хорошо, но многие не поймут».

Как-то Гурудев приехал их Матхуры во Вриндаван, а Шрила Тривикрама Махарадж был уже там и давал лекцию. Он говорил: «Что вы думаете, служить Тхакурджи так просто? Просто переоделись в белое и уже считаем себя квалифицированными служить Тхакураджи?! Просто оставили свой профессорский пост, и думаете, что достигли Кришну?» И в это время зашел Гурудев. Он взял микрофон и начал говорить катху. Он сказал: «Да, мы будем носить белые одежды, но только ради удовлетворения Тхакурджи. Чтобы порадовать Тхакурджи, мы с радостью оставим профессорский пост и все остальное…»

Потом после прасада Шрила Тривикрама Махарадж пошел помыть руки, и там встретил Диди. Он спросил у нее с усмешкой: «Как, понравилась тебе моя катха?». Диди ответила: «Вы как Нарада Муни. Иногда он даже гопи сталкивает лбами, чтобы увеличить их бхаву. Вы пришли, чтобы усилить наше настроение». Когда он услышал ее ответ, его настроение полностью изменилось. С того момента он очень полюбил Диди. Шрила Тривикрама Махарадж говорил: «У меня есть только одна ученица». А Гурудев отвечал: «Эй, это моя ученица! Заведи себе свою!»

Шрила Тривикрама Махарадж никогда не говорил раса-катху. Он всю жизнь опасался читать книги, где описывалась возвышенная раса. Однажды Диди дала ему одну книгу и сказала: «Пожалуйста, прочтите». Он ответил: «Мне Гурудев запретил это читать, пока я полностью не избавлюсь от вожделения». Диди: «Но вам уже так много лет, вам уже пора это читать». И Шрила Тривикрама Махарадж заперся в комнате и всю ночь читал. Потом Шрила Гурудев ругался: «Что она ему дала? Почему он всю ночь не спит и сидит с включенной лампой?»

Я не знаю почему, но Тривикрама Махарадж меня очень любил. Он со всеми был очень и очень строгим. Как удар молнии. Никто не мог рядом с ним находиться. Но со мной он был очень мягким. Думаю, это из-за моих отношений с Диди. Он очень любил Диди, а поскольку я был рядом с Диди, он и меня любил. Он постоянно приходил к нам и почитал прасад, который готовила Диди. Мы с ним часто спорили о сиддханте. Я был тогда ребенком, но наши споры порой бывали очень жаркими. Когда у него не хватало аргументов, он хватался за палку. «Ах ты умник, а ну иди сюда!»

Диди: В 1987 году я с отцом и матерью поехала на парикраму в Навадвипу. Неподалеку от Нрисимха-пали мы увидели небольшую группу паломников. Это была группа Гуру Махараджа, но я тогда этого не знала. Я заметила, что один из Махараджей вышел из туалета и повсюду искал воду, чтоб помыть руки, но не мог найти. Никто не подал ему воды. Тогда я попросила отца принести Махараджу воды. Когда отец поднес Махараджу воды, он спросил у моего отца: «Кто ты такой?» И отец сказал, что приехал вместе с семьей получить даршан святых мест. Он сказал, что дочь попросила его принести Махараджу воды. И тогда Махарадж посмотрел в мою сторону. Он был очень доволен и принял у моего отца воду. Этим Махараджем был Шрила Тривикрама Махарадж. Я забыла об этом случае, но Махарадж не забыл.

Махарадж: Спустя пять лет, когда Диди уже жила во Вриндаване, Шрила Тривикрама Махарадж однажды показал ей одно стихотворение, которое он сам написал. В нем говорилось о девушке, которая попросила отца принести ему воды. И о том, что прошло уже много лет, но он все еще помнит эту девушку. Диди сначала не поняла, что означает этот стих. Но потом Махарадж напомнил ей о том случае.

Диди: На самом деле, вайшнавов очень легко удовлетворить. Они очень благодарные и всегда помнят даже самую незначительную севу, которую мы когда-либо совершили.