День явления Лалиты-деви
Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж
22.09.2012
Даже если у вас есть все прекрасные качества, их еще не достаточно, чтобы совершать бхаджан. Нужно только одно качество. Какое? Способность крепко обхватить стопы возвышенной личности и искренне сказать: «Я твой». Таков принцип анугатьи. Без него все другие качества бесполезны. Все члены нашей гуру-варги следуют за Лалитой-сакхи.
Когда Радха-Кришна наедине, Их лила не может быть столь глубокой. Поэтому Радхика распространяет себя во множество сакхи. Всего восемь главных сакхи: Читра, Рангадеви, Судеви, Тунгавидья и др. Но главная из них – Лалита.
В «Брахма-самхите» говорится, что все сакхи созданы из ананда-чинмой-расы. Это не бренная материя. Если будешь наслаждаться каким-либо вкусом материального мира, он не сможет коснуться твоего сердца. Но эта раса трансцендентна, поэтому доходит до сердца.
Кришна – источник всех рас, раса-сварупа. Но раса-лила изумляет даже Его. Где бы Кришна ни был – на Дан-гхате, или на Ямуне, или на Говардхане, – Он повсюду хочет наслаждаться этими лилами. И по-настоящему обогатить эти лилы могут только сакхи, главной из которых является Лалита.
Куда бы гопи ни отправились, Кришна следует по пятам. Однажды им нужно было переправиться через Ямуну – и Кришна в образе лодочника оказался тут как тут. Гопи гордо сообщили Ему:
– Эй, лодочник, нам нужно переправиться через реку. Мы сакхи Самой Радхики, царицы Вриндавана. Как Ты смеешь дерзить при нашей царице? Не боишься?
Радхика занимает такое возвышенное положение, что Кришна смиренно извиняется перед Ней.
– Можешь нас перевести?
– Да, – говорит Кришна. – Моя лодка совсем новая, сделана только 3-4 дня назад. И сам Я очень опытный лодочник. Мой дед и прадед тоже были лодочниками.
Но едва Кришна вывез их на середину реки, гопи заметили, что Его движения неуверенны. На середине Манаси-ганги Кришна признается:
– На самом деле не настолько уж Я опытен. Не смогу Я вас перевезти. Лодка у Меня старая...
Лалита возмущается:
– Но ведь сперва Ты сказал, что опытен и лодка новая… Теперь понятно, что она не рассчитана на такую толпу. Ты просто денег захотел заработать.
Радхика шепчет ей:
– Ты не очень гневайся, так как ситуация не в наших руках. Вдруг Он перевернет лодку... Солнце садится, а мы должны добраться дотемна домой.
Пришлось гопи выбрасывать за борт все кувшины и украшения.
Едва они переправились на другой берег, и через несколько минут Кришна уже стоит на Дан-гхате как сборщик податей и говорит:
– Я царь Вриндавана, а вы ходите по Моей дороге и несете тяжелые грузы: кувшины, браслеты… Мне нужно тут и кирпичи, и мостовые стелить… Поддерживать все… Поэтому необходимы подати.
Лалита говорит:
– Что Ты говоришь? Ничего Ты не поддерживаешь. Только ломаешь все ветки и кусты. Это наша сакхи тут все поддерживает. Дает всему жизнь. Все растения и цветы в ведомстве Радхики. Все под Ее управлением, так что Ты никакой не царь Вриндавана!
– Может Я и не царь, – не унимается Кришна, – но когда рядом со Мной 30-40 друзей, Я все равно что царь. Я для них как гуру.
С этими словами Кришна пытается забрать подать насильно. Тут Лалита выходит вперед.
– Чего это Ты так расхрабрился? Во Врадже все трудятся, кроме Тебя. Ты просто бесполезный мальчишка, ничего не умеешь делать. Ты не имеешь права нас даже коснуться.
Лалита – это левое крыло, она очень дерзкая. Слыша ее слова, Кришна смущается. У Лалиты и Вишакхи – одно сердце со Шримати Радхикой. Они не менее могущественны, чем Она.
– Ах Ты, обманщик! – говорит Лалита. – Умник! Мальчишка-пастушок! Мы идем на ягью Бхагурьи-риши. Мы совершаем врату. Каждое утро мы встаем в три утра, совершаем омовение, наполняем кувшины молочными продуктами и идем на ягью. А Ты грязный мальчишка. Никогда не омываешься. Коровий навоз и моча – вот Твое единственное омовение. У каждого пастушка по одеялу, которое они по полгода не стирают. Мы даже дыхания Твоего не можем выносить. Не смей к нам прикасаться.
Кришна смущается и думает, что, действительно, может их осквернить. В Ведах записано, что достаточно произнести святое имя Кришны, чтобы очистить любого человека, даже чандала или собакоеда. Но Лалита говорит:
– Не смей прикасаться к моей сакхи. И отойди подальше, а то ветер как раз дует с Твоей стороны. Ягья – очень благоприятная вещь, а Ты очень скверный.
Кришна сдается, Он не может взимать с Лалиты дань, Он трясется от испуга. Теперь Он начинает умолять:
– Ну, пожалуйста, дайте Мне дань. Что Мне для этого сделать?
– Совершай бхаджан. Если хочешь стать слугой Радхики, нужно совершать бхаджан.
И Кришна начинает повторять: «Радхе Радхе». Но Лалита говорит Ему:
– Нет, просто воспевая «Радхе», Ты не станешь преданным Радхи. Нужно воспевать также славу подруг Радхики, и, прославляя их, Ты сможешь обрести севу Радхарани.
Их позволение необходимо. Поэтому Бхактивинода Тхакур поет: «Я незначительная служанка сакхи. Мне нужна их поддержка». Наша группа принимает прибежище у Лалиты. Рупа Госвами пишет: «Я принимаю прибежище у Лалиты-сакхи, только по ее милости можно обрести стопы Радхарани». По качествам Лалита и Вишакха очень близки Радхике. У них тот же возраст и настроение, что и у Радхики. Лалиту также называют Анурадхой, поскольку она во всем следует сразу за Радхикой.
Когда Радхика входит в глубокий ман и становится очень неприступной (бамья), Кришна часами напролет плачет и чувствует Себя совершенно потерянным. Тогда Лалита и Вишакха просят Радхику: «Оставь свой ман». И Радхика сердится: «Я вообще не хотела гневаться, это вы меня научили. Что мне теперь делать? Забыть то, чему вы меня раньше учили, и принять то, что говорите сейчас?»
Эти сакхи оказывают огромную помощь лилам Радхи и Кришны. Чтобы произошла встреча, порой Радхе и Кришне нужно пройти через конфликты и страдания. Если встреча слишком легко дается – она не настолько сладостна. Поэтому сакхи думают: «Пусть Кришна сначала порыдает, зато впредь не будет совершать таких ошибок». Поэтому каждый раз Он рыдает и обещает исправиться.
Все качества Кришны пришли от Радхики. Никакие другие аватары не становятся дхира-лалита. Только Кришна способен вызвать у гопи столь сильное влечение, что едва запах Его тела или звук Его флейты касается их чувств, гопи тут же теряют рассудок. Едва зазвучала флейты Кришны, они обезумели и устремились к Нему. В других лилах героине нужно сперва омыться, нарядиться… Но влечение гопи не терпит никаких промедлений, поэтому они сразу же устремляются к Кришне. Так велика их любовь.
Рукмини и Сатьябхама желают стать служанками служанок служанок Радхики. Быть сакхи – это великая удача, но быть даси еще лучше. Сакхи говорят: «Мы наряжаем Радху и Кришну, украшаем Их, но даже мы не можем удостоиться такой севы, которую получают даси».
Все сакхи непревзойденные искусницы, но у каждой также есть свой особенный талант. Тунгавидья красиво поет, а Читра – рисует. Лалита же лучше всех готовит орехи бетеля и камфару. Радха и Кришна всегда хотят получить их именно из ее рук.Лалита очень опытна, она всех учит готовить чандран, правильно перемешивать все ингредиенты, проводить арати и т.д. Вся наша гуру-варга спрашивает ее наставлений. Все они учатся у Лалиты и становятся большими экспертами. Насколько вы едины в сердце с гуру, настолько его знание входит в ваше сердце.
Шива говорит: «Я глубоко познал таттва-сиддханту, но когда я памятую об этих лилах, я забываю обо всем». Эти лилы вечны. Если мы будем памятовать о них, то уйдет вся гордыня и все анартхи. Они очень могущественны. Если у Шивы возникают какие-то проблемы, он тут же закрывает глаза и погружается в воспоминания об играх Радхи и Кришны. В «Према-бхакти-чандрике» говорится, что необходимо полностью погрузить сердце, ум и разум в эти сладостные лилы. Это может произойти лишь по милости сакхи и даси Радхики. Поэтому Шива также молит их о милости.