25.09.2012

«Тат те 'нукампам…»

Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж

Эта тема бесконечна…

Когда мы слушаем хари-катху, у нас возникает жажда, мы понимаем, что эта цель очень возвышенна, но все равно ничего не хотим делать. Мы знаем, что там, где Кришна, – нет бед, привязанностей, страданий, скорби, усталости. Там нет никаких проблем. В этом мире мы постоянно связанны. Мы находимся под контролем раджа-, тама- и саттва-гуны, которые связывают нас и заставляют вести себя тем или иным образом вопреки нашему желанию. Но там нет подобных уз. Нас там ничто не связывает. Разве что ленты, которыми перевязаны волосы гопи, или тюрбан на голове Кришны.

В этом мире множество асадху (ложных святых). Они украшают лоб тилакой, повторяют харинаму, но для чего они это делают? Сами не понимают. Внешне они стараются следовать практике преданного служения, но их ум – асат, и он постоянно одерживает победу. Его невозможно обуздать. Ум подобен Бхишме Питамахе, которого невозможно было убить против его желания. Победить его можно было лишь в том случае, если бы он сам этого захотел. Ум тоже таков. В нем ежесекундно появляется столько разных мыслей, желаний… Деньги, жена, дети… Наш ум думает: «Буду совершать бхаджан, заработаю сукрити и получу все эти блага». Как с таким умом можно совершать бхаджан? Я очень слаб (дина) и беспомощен. Как я могу думать о Твоих играх?

Мы слышали, что, если думать о Кришне, то все анартхи уйдут, но пока анартхи не ушли – мы не можем думать о Кришне! О мирских вещах мы можем думать без устали, часами напролет. Если кто-то рассказывает что-то мирское, мы сразу навостряем уши. Но как только звучит хари-катха, мы готовы сбежать. Ум ни на секунду не желает сосредоточиться. Мы приехали во Вриндаван, чтобы совершать бхаджан, но уже через 2-3 месяца начинаем скучать о своей стране. «Эх, а у нас там есть то и это, – думаем мы. – Чего они тут вообще делают, в этом Вриндаване? Глупые люди…»

Однако если к нам в сердце войдет нама-, рупа-, гуна-, лила-катха, то уже ничего не надо будет делать – не нужно будет ни следовать дхарме, ни совершать паломничества, ни восхвалять полубогов… Мы откроем свою вечную природу. Если мы обретем эту севу, то нам даже Кришну ни о чем не надо будет больше просить. Всем желаниям придет конец. Сами мы не можем этого понять, но по их милости (гуру-варги и вайшнавов) осознание за одну секунду может войти в наше сердце.

Мы поднимаемся по лестнице бхаджана. Мы думаем, что можем за один прыжок преодолеть 20 ступеней! Но не забывайте – откуда мы начали? За одну жизнь оттуда высоко не заберешься. Только по особой беспричинной милости спутников Махапрабху мы можем чего-то достичь. Даже если мы посетим все святые места, будем постоянно читать «Шримад-Бхагаватам» и обсуждатьшастры, все равно самостоятельно невозможно достичь этой цели, которая достижима лишь по милости гуру-варги.

Когда Уддхава пришел во Вриндаван и услышал бессвязные речи Шримати Радхики, он не в силах был этого понять. Он ученик Брихаспати (гуру полубогов), а следовательно, великий ученый. Он все может объяснить. Но это было вне Его понимания. Он понимал лишь одно: «Я хочу с ними общаться и получить это настроение».

Так же и мы. Мы читаем об этом в книгах, но не понимаем, что они чувствуют. Но одна капля этого настроения западает в сердце. Почему Уддхава не мог полностью постичь настроение гопи? Потому что он наблюдал за всем со стороны, у него не было непосредственной севы. Только если общаться напрямую с носителями этого настроения и служить им, тогда они могут объяснить.

Когда я впервые пришел во Вриндаван к Диди, я был еще маленьким мальчиком. Я помню, тогда она мне сказала: «Я хочу тебя забрать кое-куда. Навсегда». И она отвела меня в Радха-Дамодар Мандир. Она велела мне обойти 4 раза вокруг самадхи Шри Рупы Госвами, а потом подвела к его самадхи и сказала: «Я отдаю тебе этого мальчика. Навсегда». А мне она сказала: «Я отдаю тебя Шри Рупе Госвами. Выше него нет никого в этом мире». Я подумал: «Он такой возвышенный, а я простой мальчик. Как я могу достичь его?» Но она просто отдала меня ему. Так, если мы последуем за вайшнавом, то за одну секунду мы можем получить то, чего сами не нашли бы и за миллион жизней.

У нас очень ограниченный разум. Как он сам разберется во всем и найдет правильный путь? Гуру сам пришел к нам, взял нас и за одну секунду перенес туда, куда самим нам не допрыгнуть. Он дает нам несметное сокровище, но мы не можем задействовать его по назначению. Мы подобны обезьянам, получившим драгоценную жемчужину. Сначала обезьянам нравится жемчужина, потому что она красиво блестит. Но через несколько минут обезьяне становится скучно, и она начинает пробовать жемчужину на зуб: «Фу, совсем невкусно! Да еще и зуб сломала. Бесполезная вещь, выброшу ее».

Даже если у нас нет никаких хороших качеств, но мы просто находимся под руководством гуру-варги, то рано или поздно все придет. Просто живите во Вриндаване, повторяйте «Радхе-Радхе», кушайте прасад, просто спите здесь, где-нибудь неподалеку от Имли-талы или Сева-кунджа… Главное, чтобы было настроение: «Будь что будет, но моя решимость непоколебима. Я никогда не оставлю это место и это общение». Что такой человек получит? Ни одни шастры не могут этого описать.

Однако есть одно условие. Необходимо быть смиренными. Нужно очень бояться гордости и каждый день молиться: «О Гурудев, о Вайшнавы, пусть гордость не войдет в мое сердце». Бхакти не терпит даже запаха гордыни. Едва появляется гордость, бхакти уходит. Радхарани говорит: «У меня нет ни капли любви к Кришне. Я плачу напоказ». А мы два дня совершаем бхаджан и уже думаем: «Да, я велик!»

Как только начинаем гордиться, в ту же секунду мы падаем. Причем мы сами не понимаем, что с нами это происходит. А замечаем лишь тогда, когда уже опустились на самое дно. Пока человека не швырнет о землю, он не опомнится.