Смирение
Шрипад Мадхусудана Махарадж
10 февраля 2012
Если мы считаем, что сами совершаем действия, то никогда не сможем избавиться от гордости. На самом деле все делают гуру и вайшнавы, а мы – лишь инструменты. Чем может гордиться инструмент? Гопи говорят флейте Кришны: «О, Мурали! Ты – просто кусок бамбука. Ты не из возвышенной семьи. Ты совсем не мягкая, а твердая и абсолютно сухая. В тебе нет никакой расы и бхавы. Вместо этого на твоей поверхности много узлов и дыр. Но – о чудо! – когда ты начинаешь петь, все живые существа, обладающие развитым сознанием или нет, сходят с ума. Все это потому, что ты находишься в руках Кришна. Без него ты – просто сухой кусок дерева». Так же и мы. Без могущества Шри Гуру мы ни на что не способны.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада был настолько смиренен, что говорит своим ученикам: «Вы – моя гуру-варга. Вы мои гуру и вы посадили меня на эту асану, поэтому, выполняя вашу волю, я сижу на ней». Ученик никогда не должен думать, что у него есть самостоятельная сила. Полубоги очень гордятся своей силой. Как-то Бхагаван увидел, что полубоги Варуна, Вайю и Агни очень возгордились и решили, что они могущественнее всех. Тогда Он создал травинку и предложил полубогам уничтожить ее. Агни пытался ее сжечь, но огонь даже не коснулся травинки. Варуна пытался затопить, но она осталась сухой. Вайю дул на нее всеми ветрами, но травинка даже не сдвинулась с места. Пристыженные, полубоги изумленно спросили: «Кто ты?!» И Бхагаван ответил: «Я энергия всех энергий, и это Я даю вам силу!»
Как только мы начинаем думать, что мы сами что-то делаем, – мы тут же начинаем падать. Мы просто сухие флейты. Только Гуру и вайшнавы достойны поклонения. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада не принимал поклонение от своих учеников. Он говорил, что это все заслуга гуру-варги. Если вы хотите совершать бхаджан, то вам нужно стать тринад апи суничена. В нас не будет никаких качеств, если Гурудев не зарядит нас ими. На самом деле, для того, чтобы обрести какие-то качества, нам нужно сначала увидеть пример. Шри Гуру показывает нам высший пример. Например, если мы столкнулись с какой-то проблемой, нужно вспомнить вайшнавов. Какие они терпеливые! Какой совершенный пример терпения они подают…
Однажды Дроначарья учил пятерых Пандавов и сыновей Дхритараштры. Он сказал им: «Запомните мои слова. Никогда не гневайтесь». «О, это же так просто! – сказал Дурьодхана. – Всего два слова! Я уже запомнил». Все ученики стали говорить, что тоже запомнили. А когда очередь дошла до Юдхиштхиры Махараджа, тот сказал: «Я не могу запомнить». Дроначарья объяснял ему вновь и вновь, но всякий раз Юдхиштхира Махарадж отвечал, что не запомнил его слов. Тогда Дроначарья разозлился, взял палку и стал бить Юдхиштхиру Махараджа. Он бил его до тех пор, пока рука не устала, но Юдхиштхира Махарадж не отвечал ему. В конце концов Дроначарья сказал: «Я потратил на тебя всю энергию. Я устал и не буду больше тебя обучать». Тогда Юдхиштхира Махарадж сказал: «Наконец, я могу сказать, что запомнил ваши слова! Но перед тем, как заявить об этом, я хотел удостовериться, что действительно смогу следовать вашему указанию. Вы так разгневались на меня, но я вытерпел ваше наказание и не разгневался в ответ».
Смирение является украшением преданных. Когда мы начинаем искренне совершать бхаджан, порой даже члены нашей семьи начинают считать нас врагами. Но вайшнавы никого не считают врагами. И ничего ни от кого не требуют. Вытерпев множество покушений от своего отца, Прахлада Махарадж сказал Шри Нрисимхадеву: «Мне не нужно никаких благословений. Но я не хочу, чтобы мой отец пошел в ад, пожалуйста, дай ему служение Тебе!» У вайшнавов нет ненависти. Нам следует перенять у них это качество.
Предавшись Гурудеву, мы уже отдали ему все и теперь не можем забрать назад. Что нужно для предания – полная вера. Без веры гуру не примет нас. Некоторые пришли к гуру, но потом осмотрелись, увидели, что вокруг нет ничего для их собственного наслаждения, и ушли. У нас не должно быть такого настроения. Это не предание. Даже солдат, отправляясь на поле боя, принимает решения: «Я буду сражаться до конца. Ни шагу назад. Победа или смерть». Если даже обычный солдат на это способен, то неужели мы не можем отдать свою жизнь в бхаджане?