Кому много дается, с того много и спрашивается. С невежественного мясника спрос невелик. Но если вы получили трансцендентное знание, но при этом продолжаете заниматься глупостями, то наказание будет очень суровым.
Прагалбха-бхакти.Часть I, II, III. 4,5,6 декабря 2012 г.
Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж
Уже несколько дней мы обсуждаем наставления, которые Кришна дал Уддхаве в «Шримад-Бхагаватам» (11.14.18):
бадхйамано пи мад-бхакто
вишайаир аджитендрийах прайах
прагалбхайа бхактйа
вишайаир набхибхуйате
бадхйамано — изводимый; апи — несмотря на то, что; мад-бхакто — Мой преданный; вишайаир — объектами чувств; аджита — не обуздавший; индрийах—чувства; прайах — как правило; прагалбхайа — (благодаря) бескомпромиссной и сильной; бхактйа — преданности; вишайаир — чувственными удовольствиями; на — не; абхибхуйате — побежден.
«Мой дорогой Уддхава, если Мой преданный не полностью обуздал чувства, его могут изводить материальные желания, но, обладая твёрдой преданностью Мне, он не забудет Меня из-за чувственных удовольствий» (Ш.-Б., 11.14.18).
В этом стихе Кришна отделяет своих преданных от гьяни и карми. Что представляют собой гьяни и карми? У них нет никакой силы. Выделяя Своих преданных, Кришна называет их мад-бхакто. В этих словах столько любви, столько снехи. Кого Он называет мад-бхакто? Того, кто обрел хотя бы мимолетный даршан Кришны. До этого уровня человек – даже еще не бхакта. Билвамангала Тхакур достиг этого уровня благодаря прагалбха-бхакти (решительному, бескомпромиссному бхакти). Если у вас есть прагалбха-бхакти, то вас ничто не способно сломить, все анартхи становятся как одна капля по сравнению с этим большим потоком, который состоит из различных составляющих бхакти. Самая важная среди всех составляющих бхакти – слушать «Шримад-Бхагаватам» под руководством Вайшнава. Без хари-катхи даже проживание во Врадже и служение Божествам не будут иметь силы. А с хари-катхой все обретает силу.
Слова Чинтамани возымели такую силу, что под их воздействием Билвамангала Тхакур пошел во Вриндаван и принял прибежище у Сомы Гири. Он понял, что Чинтамани своими резкими словами направила его к кришна-преме. Именно хари-катха рождает в нас стремление к трансцендентному. Не оставляй своего стремления, полностью устреми свой разум к одной цели, тогда твоя практика превратится в прагалбха-бхакти.
Итак, гьяни не достойны прославления, потому что разумом невозможно постичь Кришну. Кришна начинается оттуда, куда разум не может дотянуться. Наше тело состоит из клеток, из пяти элементов и 10 потоков воздуха. Но тело Кришны состоит не из праны, как наше, а из ананды, блаженства.
Духовное знание действительно очищает. Благодаря этому трансцендентному знанию все грехи сгорают, как в огне. Гьяни не станет есть мясо или пить вино. Он поднимается над этими слабостями и развивает самодисциплину. Но этот самоконтроль не достоин прославления, так как он исходит только из осознания своего «Я». «Я душа». «Я Брахман». Гьяни знают о существовании души, но у них нет самбандхи, знания о своих взаимоотношениях со Сверхдушой.
Можно ли самостоятельно, при помощи разума, искоренить каму и кродху, самые страшные из бесчисленных анартх? Кришна говорит: «Нет. Выше ума – разум, а выше разума – душа. И этой душой постарайся достичь меня. Только тогда это станет возможно». Мало осознать, что ты – душа. Но Кто выше твоей души? И какие взаимоотношения вас связывают? Вот о чем нужно думать. Тогда в этом осознании сгорят все анартхи.
Нужно искать общения, созвучного той бхаве и самбандхе, к которой вы стремитесь. Ищите общения с теми, у кого это есть. Гурудев – не садхака, он вечный спутник Кришны. По сути, не важно, является ли Гурудев садхана-сиддхой или нитья-сиддхой, потому что между ними нет особой разницы. И те, и другие – спутники Кришны. Сиддха – это в любом случае очень возвышенный уровень. У такого преданного уже нет никаких трудностей. Даже если случаются неприятности, сиддха не обращает на них внимания. Обычные люди бегут от проблем, но сиддха остается невозмутимым перед лицом страданий. Когда у Джады Бхараты, которого хотели принести в жертву Кали, спросили: «Какое твое желание перед смертью?», он попросил риса и сабджи. Даже глупый козел – щиплет траву, но если увидит меч, которым режут его сородичей, то тут же отпрыгнет, затрясется и потеряет аппетит. А Джада Бхарата был настолько невозмутим, что даже перед лицом надвигающейся смерти продолжал с аппетитом есть.
Однажды моему Гурудеву, Шриле Бхакти Дживане Джанардхане Махараджу, защемило палец дверью машины, кровь хлынула, но он ничего не почувствовал. Он просто продолжал повторять: «Радхе, Радхе». Во время Ратха-ятры, когда Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж получал даршан Господа Джаганнатхи, карманник украл у него 1000 рупий. Когда один преданный хотел обратить его внимание на это, Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж ответил: «Не мешай мне! Пусть украдут все деньги. Деньги еще придут, но этот даршан, этот момент, неповторим, не отвлекай мой ум от этого».
Никакая деятельность такой личности не может быть вне бхакти. По этому признаку можно понять, что перед вами – дорогой спутник Радхи и Кришны, так как все в его жизни посвящено Их радости. Он полностью посвящает себя хари-катхе и, слушая ее, тонет в волнах экстаза.
Любовь Кришны к преданным очень глубока, но преданные любят Кришну неизмеримо больше. Кришна любит маму Яшоду, но та любит Его в сотни миллионов раз больше. Когда Кришна приходит домой из леса, она не может найти, куда же Его посадить? «На этот стул или на это кресло? Недостаточно комфортно. Много раз уже демоны, такие как Агасура, Бакасура и Путана, пытались Его украсть. Как же укрыть Его от опасностей?» Мама Яшода хочет вобрать Кришну в себя глазами и спрятать в сердце. Насколько глубока ее ватсалья.
По всем этим признакам вы сможете распознать сиддху. Под руководством гуру и вайшнавов вы сможете увидеть его. Однажды получив этот опыт, вы будете в безопасности. Наслаждения материального мира больше не смогут заманить вас. Слишком уж большой разрыв между тем высшим, на что вы смотрите, и этим материальным миром. Настроение Враджа настолько чисто, что даже если одна капля войдет в ваше сердце, она станет для вас океаном, в котором вы утонете, и весь мир не остановит вас. В этом мире все создано из элемента земли, из праха, но бхава – это иная субстанция. Вечное не подвержено тлену. Вечное – это бхава, взаимоотношения, сева. Если кто-то попросит вас на одну секунду забыть о стопах Кришны, а взамен предложит всю мертвую пыль материального мира, кого заинтересует эта невыгодная сделка? Вайшнав, словно шмель, постоянно пьет мед стоп Кришны. Станет ли он отвлекаться на испражнения и мочу этого мира? Просто будьте в обществе таких вайшнавов, которые постоянно погружены в этот мед, и вы тоже пристраститесь к нему.
Итак, у гьяни есть знание об атме, но у бхакты есть знание об атма-сварупе. У каждой атмы есть природа, качества, сева. Но гьяни это неведомо. Все мирское наслаждение, к которому стремятся карми, включая даже тысячи лет на райских планетах, не может сравниться с одной каплей брахмананды (блаженства осознания своего единства с Брахманом, которое испытывают гьяни). А весь океан брахмананды не может сравниться даже с каплей севананды (блаженства служения Кришне, испытываемого враджаваси).
Гопи в настроении пурва-раги (предчувствия встречи) сказали: «Когда мы увидели образ Кришны, мы потеряли все: доброе имя, стыд, страх перед старшими. Охмеленные, мы просто пошли за Ним. Однажды попробовав этот нектар, его невозможно забыть. С тех пор мы просто идем за Кришной, чтоб вновь получить этот нектар».
Нектар Враджа очень особенный. Даже обычный слуга во Врадже – не просто слуга, а отец. При этом вне Враджа даже возлюбленные Кришны, Его друзья и супруги ведут себя, как слуги.
Если мы осознаем свою самбандху, ничто материальное не сможет нас привлечь. Сейчас почему оно нас привлекает? Потому что мы не знаем высшего, а это рядом. Поэтому Гурудев приходит, словно светоч, и говорит: «Не смотрите сюда. Смотрите туда». Чувственные наслаждения вновь и вновь одолевают нас и причиняют столько страданий. Но благодаря силе прагалбха-бхакти, мы все это без колебаний отбрасываем.
Насколько же бхакти могущественна! Другие процессы, такие как карма, гьяна и йога, привлекательны, но практикуя эти процессы невозможно избавиться от анартх. Но на пути бхакти, сколько бы майя ни пыталась вас тянуть, она не может вас одолеть. Практикуя тринад апи суничена, вы набираетесь такого могущества, что становитесь непобедимы.
Иногда карма и йога пытаются соперничать с бхакти, вступая с ней в состязания. Но что говорить о карме, гьяне или йоге?Бхакти одерживает победу даже над Самим Кришной, Верховной Божественной Личностью. Когда преданные практикуютпрагалбха-бхакти, Кришна признает Свое поражение и разводит руками: «На паре хам. Я не могу отплатить вам».
Во время битвы на Курукшетре Кришна сказал: «Я не возьму в руки оружия. Я буду лишь погонять лошадей, я возьму в руки только кнут. Но ни лука, ни стрел, ни чакры Я не возьму». Но Бхишма сказал: «Я заставлю Тебя взять в руки оружие. Ведь если Ты не вступишь в бой, то кто сможет меня остановить? Никто. Если я буду сражаться в полную силу, то даже Арджуна, хотя он великий воин, не сможет одолеть меня. А если он не сможет, то никто не сможет». У Бхишмы была только палица… Но даже Кришна не мог одолеть Бхишму, что и говорить о его ученике. Благодаря силе бхакти, Бхишма одержал победу над Самим Верховным Господом.
Если в сердце есть прагалбха-бхакти (бескомпромиссная, твердая преданность), садхака обретает устойчивость и может выдержать любые экзамены. Охотники за приведениями приходят в крематорий и ловят духов, произнося особые мантры. Сначала на них нападает целая куча рассерженных духов, но если их это не испугает, тогда предводитель приведений спрашивает: «Чего вы хотите?»
Так же и в духовном пути. Сначала все пытаются свести нас с пути, даже полубоги. Они негодуют: «Этот человек хочет превзойти нас? Он хочет перешагнуть через нашу голову?» У них очень высокое положение, но зачастую они низкие личности. Им свойственна ревность и зависть.
Когда Шукадева Госвами собирался даровать миру нектар «Шримад-Бхагаватам», полубоги предстали перед ним и сказали:
– У нас тоже есть райский нектар. Давай устроим сделку?
– Как я могу поменять ваш нектар на мой? – ответил Шри Шукадева. – Они неравнозначны. Ваш нектар дарует лишь временное блаженство, но, испив мой нектар, можно стать вечной служанкой Радхи и Кришны.
Полубоги стали досаждать Шукадеву Госвами, но увидев, что они не бхакты, что они пришли к нему без смирения, в настроении торговцев, Шукадев отказался дать им нектар «Шримад-Бхагаватам».
Если у вас есть прагалбха-бхакти, ничто не может сбить вас с пути. Даже вечные спутники Кришны иногда проходят через испытания. Уддхава выглядел в точности, как Кришна. Тот же цвет тела, та же одежда, та же колесница. Шримати Радхика была в экстазе разлуки. Увидев Ямуну, Она бросалась к ней, думая, что это Кришна; увидев дерево тамал, Она обнимала его, принимая за Кришну. Но почему же, будучи в состоянии божественного безумия, Она не бросилась в объятия Уддхаве? Потому что если у преданного есть прагалбха-бхакти, его сердце не сможет пойти против преданности. Сама Бхакти-деви не допустит этого.
Сита-деви сходила с ума от разлуки с Рамачандрой. Равана жаждал извести Раму и заполучить Ситу. Он постоянно поносил Раму перед Ситой:
– Он ни на что не годится. Царем быть не смог, отец сослал Его в лес… Никчемный человек, оставил тебя и позволил похитить. И Лакшман тоже не смог помочь… А у меня столько золота, столько могущества. Я здесь Бхагаван. Земля и небеса, – все в моей власти. Могу в полночь дать повеление солнцу сиять, и оно засияет. У меня столько видов оружия, столько мистических сил!
Но никакими доводами Равана не мог потревожить преданность Ситы.
Ни желание мистических совершенств, ни стремление к райским наслаждениям не могут потревожить преданного, у которого есть прагалбха-бхакти. Сита-деви – это, конечно, сама сварупа-шакти, внутренная энергия Бхагавана. Но Равана все равно пытался ее соблазнить.
–У меня много разных жен, – говорил он, – и все они из очень возвышенных семей гандхарвов и ракшасов. Но все они станут твоими служанками. Ты станешь главной.
Но все слова были тщетны. Какие-то дешевые материальные наслаждения (вишая) никогда не могут потревожить сердце, в котором царит прагалбха-бхакти.
Когда в сердце преданного раскрывается это знание, он начинает видеть все… При помощи гьяна-таттвы невозможно понять глубокие аспекты сиддханты. Внешне преданный может казаться слишком эмоциональным, но эта эмоция, эта бхава – не обычная, она трансцендентна и наделяет его способностью видеть истину во всей полноте. Радхика обнимала деревья, темноту, облака, – все, что угодно, но только не Уддхаву. Что помешало Ей это сделать? Бхава. Это очень возвышенное явление.
Все блага и обретения, которые сулит нам этот мир, – все это не то. Даже если к вам придет материальное счастье, вы все равно уже не можете всерьез погрузиться в него и наслаждаться. Ведь при этом мы теряем Голока Вриндавану, гуру и вайшнавов. Разве эта боль потери позволит нам упиваться какими-то призрачными анартхами? Какое счастье они нам могут дать?
Все райские планеты уничтожаются в положенный срок. И Сварга, и Питри-лока, и все высшие планеты – для преданных это просто разновидность анартх. Кто-то может мечтать, что однажды станет Индрой и будет наслаждаться в окружении апсар. Но если у вас сильная привязанность к садху, то как бы вас ни одолевали материальные желания, вы не станете им потакать. Вы будете думать: «Как я могу оставить стопы гуру?»
Когда Кришна ушел в Матхуру, гопи были охвачены такой разлукой, что их тела буквально горели в огне. Если у вас сильный жар, никакая расагула вас не обрадует. Если у матери умер маленький сын, вы можете принести ей множество сладостей и подарков, но успокоит ли это ее? Конечно, нет. Будь у нее в этой ситуации вкус к сладостям, это значило бы, что нет разлуки и нет любви. Если у нас в сердце нет разлуки и любви к гуру, значит, наше общение с ним было подобно спектаклю. «Ну хорошо, пообщаемся, поиграем в садху-сангу». Но это не игра. Это серьезно.
Что бы ни предлагали преданному в обмен на бхакти (даже Сваргу или что-то еще), ему все будет казаться незначительным. Поэтому, даже если анартхи нападают на него, они не могут сбить его с пути. Это признак бхакти. Если посторонние соблазны не могут вас одолеть – это доказательство того, что ваше бхакти истинное. Гуру, словно командир, который велит своим солдатам: «Если враг наступает, ни шагу назад! Уж лучше смерть!»
бадхйамано пи мад-бхакто
вишайаир аджитендрийах прайах
прагалбхайа бхактйа
вишайаир набхибхуйате
«Мой дорогой Уддхава, если Мой преданный не полностью обуздал чувства, его могут изводить материальные желания, но, обладая твёрдой преданностью Мне, он не забудет Меня из-за чувственных удовольствий» (Ш.-Б., 11.14.18).
Уже несколько дней мы слушаем этот стих. Эту шлоку Кришна адресует садхакам высшего уровня. До тех пор, пока человек –аджитендрия, то есть не совладал с чувствами, он не может достичь уровня бхавы. С другой стороны, даже на уровне бхавы, материальные желания все еще могут давать о себе знать. Но решительный садхака все равно одерживает над ними победу и возвращается к прежнему положению. Пример тому – Шри Билвамангала Тхакур.
Мы пытаемся подчинить себе желание чувственных наслаждений, но через время оно все равно приподнимает голову, и вновь нужно прижимать его к земле. Даже если к преданному на мгновение возвращаются старые пристрастия, он тут же ловит себя: «Ой, что же я делаю?» Он начинает плакать, сокрушаться, и в этом сокрушении сгорают все его анартхи.
Никто в этом мире не может совладать с майей. Даже самые могущественные люди мира сего (президенты и кинозвезды) не в силах бороться со страстями. Потому что у них нет бхакти. Но того, в чьем сердце пробудилось прагалбха-бхакти и кто общается с возвышенными вайшнавами, желания к чувственным наслаждениям не смогут одолеть. Такой преданный храбро сражается с ними и наверняка победит.
Однако не нужно злоупотреблять общением с вайшнавами. Слушая хари-катху, нужно потом должным образом использовать услышанное. Нож нужен только для резки овощей, а не для того, чтобы махать им и кричать: «Смотрите, какой я! У меня нож есть! Могу кого-нибудь зарезать!» Иными словами, не стоит кичиться: «У меня была садху-санга, и теперь я стал такой возвышенный!» Не забывайте: даже обретя бхакти, вы опять свалитесь вниз при отсутствии садху-санги. Поэтому всегда нужно быть в садху-санге. Когда оставите это тело, в следующей жизни нужно будет опять стремиться к садху-санге, потому что прагалбха-бхакти приходит только в садху-санге. После дикша-гуру две личности занимают возвышенное положение: маханта-гуру и шикша-гуру. Всегда нужно искать такое общение. При таком общении даже аджитендрия (не обуздавший чувств садхака) будет сильным.
Из-за стечения обстоятельств на долю преданного может выпасть какое-то чувственное наслаждение. Но, оступившись, он плачет и сокрушается: «Я вор, я взял не свое. Чувственные наслаждения предназначены не для меня. Я должен стремиться к стопам Радхи и Кришны, а я вместо этого наслаждаюсь». Один, два, три, десять раз вы примите этот яд, а потом скажете: «Все, с меня довольно». Преданное служение очень могущественно и может сжечь любые анартхи. Но нужно совершать бхакти только ради бхакти.
Кришна говорит Уддхаве:
«Мой дорогой Уддхава, как жаркий огонь превращает дрова в угли, так и горящая преданность Мне дотла сжигает все грехи, совершенные Моими преданными». (Ш.-Б., 11.14.19).
В этой шлоке говорится об урджита-бхакти (горящей преданности). Такая преданность полыхает в сердце враджа-гопи. Они горели в разлуке с Кришной, и, какие бы препятствия не выпадали на их долю – нападки родственников, свекров или общественное порицание, – все дотла сжигалось в этом огне.
Но вот беда – мы не совершаем такого бхаджана. А если и пытаемся совершать какое-то преданное служение, то сразу просим плату: «Кришна, дай мне это, дай мне то». Если мы просим о чем-то, значит, в сердце нет прагалбха-бхакти. На самом деле, ничто другое, кроме бескорыстного служения Кришне, не удовлетворит нас – ведь такова сварупа нашей души. Если мы хотим вступить во взаимоотношения с Кришной в одной из рас, то преданное служение должно быть бескорыстным (ахайтуки). Что такое ахайтуки-бхакти? Это когда ничего не просишь взамен. Мы предлагаем Кришне благовония за 10 рупий, а взамен предъявляем Ему целый список: «Дай мне то и это, а потом уходи». Он и уйдет...
Многие совершают серьезную садхану, но при этом хотят либо богатств, либо освобождения, либо мистических сил, таких как, например вача-сиддхи (когда все слова сбываются). Однако подлинный вайшнав не стремится к этому. Ришабхадев дал последние наставления сыновьям и удалился в лес. Совершая бхакти, он обрел много мистических сил, но не пользовался ими. Подобные вещи лишь приковывают к материальному миру.
Обретя бхакти, мы уже ничего не хотим. Но какие-то наслаждения все же приходят. И если мы привлечемся ими, они заберутбхакти. Росток нашей преданности не дотянется до Голоки Вриндавана, так как все его силы уйдут в побочные ветви.
Мы совершаем служение только лишь ради счастья Шри Радхи-Кришны. Мы хотим просто видеть улыбки на Их лицах, и ничего не должны просить для себя. Если у нашего бхаджана какой-то другой мотив, значит, стремление к чувственным наслаждениям одерживает верх над нами. В результате мы повторяем «Харе Кришна», а желания только растут.
Дхрува Махарадж очень хотел получить трон своего отца. Но увидев Господа Нараяну, он сказал:
– Бхакти к Тебе – это бесценный бриллиант, а то, что я хотел раньше – лишь осколки стекла.
Но Господь ответил:
– Сейчас ты хочешь бхакти, но раньше хотел другого. Сначала Я должен исполнить твое первое желание.
Так Бхагаван иногда дает пощечину: «На, забирай что хотел, и уходи».
Мы приезжаем во Врадж, совершаем парикраму, получаем садху-сангу… Но прагалбха-бхакти может войти лишь в того, у кого нет других желаний. «Я хочу только этого, и ничего больше». В 99,9% преданный повторяет Харе Кришна, стремясь к материальным благам. Сначала у преданного должны сгореть все материальные желания, а потом уже начинается бхаджан.
Все должно быть выжжено в сердце, как у гопи. Гопи говорят: «Благополучие, близкие родственники, стыдливость и все прочее, что не помогает в служении Кришне, – это только препятствие и должно быть выжжено». Это называется прагалбха-бхакти.
После того, как Притху Махарадж разгневался на Индру, укравшего у него коня, Сам Господь предстал перед ним и спросил:
– Зачем тебе нужно совершить 100 жертвоприношений?
– Чтобы Ты был доволен.
– А сам-то ты чего хочешь? Все хотят порадовать Меня ради какой-то цели, а ты ради чего?
– Такой преданный, как я, поклоняется Тебе только ради Твоей радости. У Меня нет никакой другой цели.
Преданные ничего не хотят от материального мира, потому что знают, что майя – это могущественная иллюзорная энергия Господа, которая окутывает человека со всех сторон, и у него начинает кружиться голова. Так человек теряет способность здраво мыслить. Это как сон. Живые существа запутаны в сетях кармических реакций. В чувственных удовольствиях нет ничего нового для нас. Мы уже все изведали. Ослы и собаки тоже наслаждаются. Мы уже много раз были в телах собак, свиней, ослов и наслаждались. Но нас ничто не удовлетворяло. А сейчас мы пришли в линию бхакти и впервые чувствуем, что счастливы.
Гаутама Будда совершал суровые аскезы и дал знание своим ученикам… Он учил, что стремление к материальным наслаждениям только забирает бхакти. «Я очень устал в этом мире и больше ничего не хочу от него, – молился он. – Я желаю лишь обрести Твои лотосные стопы в сердце. Я знаю, что тогда все мои анартхи уйдут».
Для чего мы слушаем кришна-катху? Некоторые слушают ради обретения знаний, но это тоже анартха. Знание придет беспричинно, само собой. Мы слушаем и рассказываем кришна-катху только для того, чтобы Кришна был счастлив. Корыстный человек, говорит: «Вы пришли послушать меня? Вам нравится моя хари-катха? Дайте пожертвование». Но тот, у кого нет эгоистичных желаний, думает: «Я рад, что так много людей пришло, чтобы доставить Кришне радость». Мы рассказываем хари-катху не ради пожертвований. Мы только хотим, чтобы Кришна был счастлив.
Он нигде не испытывает такого счастья, как во Вриндаване, когда слушает, как преданные обсуждают истории о Нем. «Что они опять обо Мне расскажут? Насколько глубоки мои лилы? Насколько они интересны?» – думает Кришна.
Как говорится в этом стихе:
нахам тиштхами вайкунтхе
йогинам хридаешу ва
татра тиштхами нарада
натра гаянти мад – бхактах
«О дорогой Нарада, Я живу не на Вайкунтхе и не в сердцах йогов, а там, где Мои чистые
преданные воспевают Моё святое имя и слушают повествования о Моих образе, играх и качествах» (Падма Пурана).
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Tак рождается истинная преданность и начинается преданное служение» (Ш-Б, 3.25.25).
Кришна говорит: «Там, где Мои преданные рассказывают повествования обо Мне, Я просто встаю и с интересом слушаю. Моя катха может очистить любые анартхи, но когда она звучит из уст моих преданных, ее очистительная сила увеличивается во много раз». Иными словами, даже если Сам Кришна рассказывает о Себе, Его катха не так могущественна, как рассказы Его преданных о Нем. «Когда из уст садху звучит Моя катха, – говорит Господь, – она так чиста, что Я Сам не устаю слушать эти прославления, испытывая гордость за Моих преданных, ибо даже Я не могу прославить Себя так, как они». Там, где звучит такая хари-катха,анартхи не смогут удержаться и очень быстро убегут. Но есть условие: нужно, во что бы то ни стало, оставаться в садху-санге и совершать бхаджан лишь с одной целью – чтобы порадовать Радху и Кришну.
Для совершения садхана-бхаджана вам могут понадобиться тысячи жизней, но по милости Гурдева бхава может прийти за одно мгновение, прямо сейчас. Вайшнавы такого возвышенного уровня, если оставаться у их стоп, сразу же проводят операцию на сердце и вырезают все ненужное. Порой это очень больно. Ученик плачет. Ну что ж, поплачет – и заживет. А иначе, даже если он занимается шраваной, киртаной и каждый день бегает на парикрамы, все равно этот путь занял бы у него тысячи жизней...
Поэтому нужно изо-всех сил держаться за садху-сангу. Тщательно избегая апарадх, нужно все понять и начать действовать.