О Шриле Гурудеве
Шрипад БВ Мадхусудана Махарадж
19 декабря 2011
В шастрах говорится, что никакие невзгоды не затрагивают Вайшнава. Вайшнав никогда не сокрушается. Кто будет сокрушаться, кто будет грустить? Кто пришел в этот мир и не совершает радха-кришна-севу, кришна-бхаджан, кто просто пришел и ушел, – вот эти люди действительно страдают и грустят. Гуру и Вайшнавы пришли не для того, чтобы страдать и сокрушаться.
Мы испытываем определенную боль и разлуку, но в этой разлуке заключен особый вкус, эта разлука не сухая. Когда мы плачем, внутри этого плача есть определенная сладость, потому что это трансцендентные вещи. Когда мы прикасаемся к чему-то трансцендентному, мы получаем благо и счастье. Такова природа трансцендентного. Если бы в этом не было ананды, а была бы только боль, гопи забыли бы о кришна-катхе. Гопи критикуют кришна-катху, но если она такая плохая, то почему же они говорят о ней 24 часа в сутки? В этом есть определенный вкус.
Кришна во многих местах говорит: «Просто оставайся со Мной». Если вы все время будете со Мной – это один вид встречи, если же мы разлучены – все равно в каком-то смысле вы со Мной. Это возможно, если вы постоянно будете думать обо Мне. «Всегда думайте обо Мне, всегда слушайте о Моей славе, о Моей катхе, о Моих деяниях, и тогда вы будете ближе ко Мне».
Иногда мы находимся с кем-то физически близко, но на самом деле мы не близко. Если мы в физической близости, но ум не погружен (нет внимания, нет медитации) – это означает, что мы не здесь. Но иногда, если мы очень погружены, то мы рядом, даже будучи за тысячи километров. Иногда на расстоянии мы даже более глубоко погружаемся. Гуру и Вайшнавы дают нам шанс прити к ним ближе. Со стороны разлука выглядит очень непривлекательно, но все же, если мы используем это как шанс памятовать о Гурудеве, о его качествах, то мы получим силы свыше.
Без этого мы не сможем победить анартхи. Когда мы смотрим, как эти вайшнавы себя ведут, как они проживают эту жизнь, – это пример, которому мы должны следовать. У Вайшнавов есть два вида качеств: внешние и внутренние. Зачастую мы не можем видеть внутренние вещи, потому что наше видение материально. Мы не можем заглянуть внутрь и понять, что происходит. По этой причине гуру и вайшнавы своим поведением показывают, что и как делать. Они привлекают нас своими качествами. Одно из их качеств – это сила терпеть. Очень большое терпение. Бхактиведанта Вамана Махарадж, Бхактиведанта Тривикрама Махарадж и наш Гурудев были вместе всю жизнь, они провели вместе 60 лет. Сколько за 60 лет может прийти проблем! Но они терпели все.
Посмотрите, что произошло всего за один год со времени ухода Гурудева: каждый создает собственных учеников, все так разрозненны, нет любви друг к другу. Смотрят друг на друга как на врагов. А Бхактиведанта Вамана Махарадж, Бхактиведанта Тривикрама Махарадж и наш Гурудев, представьте, сколько лет они друг с другом жили и терпели все. Они хотели показать, каким должно быть поведение. Но сейчас из-за одного слова может начаться Махабхарата. Гурудев говорил своим ученикам: «Если вы не будете следовать моим гуру-братьям, то я откажусь от вас!» Это пример для нас.
Вайшнавы такие добры и милостивы. Когда Диди пришла в Гаудия Матх, там не позволяли присутствовать женщинам, а сейчас мужчин всего 10%, а остальные – женщины. Вот такая доброта у Шрилы Гурудева. Раньше такого не было. Тривикрама Махарадж был очень строгий. Кто такие женщины? Он не желал даже слышать имени женщины. Такой сильный! Для бхаджана это необходимо, для бхаджана нужно следовать всему этому, потому что, если мы слишком много общаемся с противоположным полом, то все уничтожается. Когда мы совершаем бхаджан, нам так нужна чистота сознания! В то время, когда там был Тривикрама Махарадж, ни один брахмачари не оставил Матх и не ушел к женщине. Он был очень-очень строг.
Но Гурудев был настолько добр и милостив, что давал этот шанс и эту милость всем. Никогда не теряйте эту милость! Не растрачивайте ее. Она не приходит вновь и вновь. Не думайте, что она будет даваться бесконечно. Мы должны правильно следовать, чтобы нам не сломать эту любовь. Мы приходим, и Махарадж сразу же дает нам эту любовь и прибежище – это очень сильная вещь. Махарадж дает нам все наставления.
Дело не в том, чтобы полностью отказываться от женщин, избегать общения с ними и считать их падшими! Ведь некоторые женщины – очень возвышенные преданные. Они следуют наставлениям даже лучше, чем некоторые мужчины. Но сейчас, в Кали-югу, проблема в том, что женщины думают, что они мужчины. Если же они будут использовать собственную природу, то для них очень легко совершать бхаджан. Потому что у них нет пуруш-абхимана, а мужчинам приходится преодолевать гордость, чтоб заниматься бхаджаном. Шрила Гурудев показал, что если женщинам позволить, то они тоже могут заниматься бхаджаном.
Гуру Махарадж – друг каждому. Все могли прийти к нему – плохие и хорошие. Когда он ругал, то он очень жестко ругал, но когда любил, то очень сильно любил. Что означает «ругал»? Значит, что он уничтожал наши анартхи. Некоторые не понимали и убегали от Гурудева, считая, что он их не любит. Но нет! «Гуру» означает прибежище, он может быть мощнее удара молнии и мягче цветка лотоса. Тот, в ком сочетаются эти два качества, может быть гуру. Если гуру просто мягок, как цветок, ученик подумает, что может как угодно мять его в руках. Но иногда Гурудев жесткий, как удар молнии, и мы ничего не можем сделать с ним. Вот такой он сильный. И в тоже самое время очень мягкий.
Диди один раз была на мангала-арати в Матхурском матхе, и один из брахмачари не пришел. Гурудев пришел с палкой и начал бить его. Он сильно бил, даже не задумывался, куда палка попадает. Утром Гурудев посмотрел, что этот брахмачари сел на прасаде очень далеко. И Гурудев с того самого места, где стоял, запустил в него тапок. Он был, как удар молнии!
Когда Диди увидела, как Гурудев побил ученика, она испугалась и 2 дня не приходила к Гуру Махараджу. Ведь она приехала из Калькутты и никогда не видела, чтобы кого-то так били. Гурудев спросил ее, почему она не пришла на лекцию. Гурудев каждый день давал ей отдельные лекции в своей комнате, с 4-х до 5-и. Она призналась, что боялась, и потому не пришла. Но Махарадж сказал: «Не будь такой. Львица может быть очень жестокой с другими животными, может разрывать их на куски. Но посмотри, какое у нее отношение к собственным львятам: они иногда засовывают ей лапы в нос, таскают за гриву, а она просто урчит и лижет их. Но стоит любому другому животному просто подойти близко…»
Гурудев никогда не наживал врагов. Возможно, кто-то в уме считает его врагом, но он никого не считает врагом. У него нет врагов. Когда кто-то правильно совершает бхаджан (как, например, Прахлада Махарадж или Мирабаи), когда такой человек начинают подходить к чистой бхакти, его семья начинает беспокоиться. И кажется, что все настроены против него. Но Мирабаи, Прахлада Махарадж, Видура, – они не были против своих братьев и семей. Прахлада Махарадж молил Хираньякашипу, чтобы тот не шел в ад. Он говорил ему: «Пожалуйста, живи хорошо». У Гуру Махараджа такая природа. Если кто-то делает ему гадости, а потом зовет давать хари-катху, то он скажет: «Хорошо». И в следующую секунду он уже забыл все плохое. А если кто-то враждебно относится к нам, мы будем помнить всю жизнь, как змея. Один раз что-то случилось – и потом мы всю жизнь помним: «Как я туда теперь пойду? Ведь этот человек так со мной поступил...» Но Гурудев на следующее утро уже приходил к этим людям и давал катху.
Вот такие они, Вайшнавы. Если у нас не будет такого прибежища, такого садху, то мы будем полностью голыми в этом мире. Только они украшают нас. Сейчас у нас перед глазами есть пример этого Вайшнава, того Вайшнава… Если мы про них забудем, то тогда что у нас останется?
Благодаря собственной садхана-бхаджане, мы не так-то много можем сделать. Но Гурудев пытается помогать всем. Все это начиналось с малого, но сей час это разошлось по всему миру и покрыло весь мир. Очень трудно понять гуру- и вайшнава-таттву. Когда приходит милость Гурудева, он может освободить любого ученика в любой точке мира. По милости Гуру, Вайшнавов и Тхакурджи все возможно. Их милость беспричинна. Мы не можем сказать, как и когда она приходит. Но когда эта милость приходит, мы должны принять ее. Милость течет, и нам нужно просто стоять в очереди и ждать. Мы очень удачливы, мы ничего не знаем, но мы пришли в эту линию. Если бросить зерно в землю, даже случайно, оно, так или иначе, прорастет. Если семя коснется земли, оно вырастет в большое дерево. У нас нет культуры и этикета. Мы не знаем, как себя вести. Но все же, где Гурудев дал милость, там прорастает. Нам просто нужно продолжать и оставаться здесь. Милость придет, и наша лиана преданности будет расти. То семя, которое дает Гурудев, прорастает, когда касается земли. Это означает: во Вриндаване, в садху-санге, наша бхакти будет расти все больше и больше. Но если мы не следуем этому, тогда семя просто высохнет. Если оно высохнет, то какой будет результат? Просто пыль.
Какое сердце у Гурудева… Посмотрите на его глаза? Может ли кто-то сказать, что Гурудева пустой взгляд? Любой, кто бы к нему ни обращался, так много получал… Потому что Гуру и Вайшнавы наполнены любовью и милостью. Насколько позволяют наши способности, столько мы и можем получить. Кто получает – очень удачлив. А кто не получает – ждите, потому что милость на этом не кончена, она никогда не кончится, она вечная. Мы все можем получить, просто оставаясь в этой линии и следуя.
В 1992-1993 гг. Гурудев сильно выступал против апасиддханты. Тогда я первый раз пришел и поклонился ему. Гурудев не знал, кто я. Я целый год сидел в комнате, я был маленький ребенок, и никто не знал, кто я. Гурудев пришел и стал давать хари-катху. Он опровергал философию одной ложной сампрадаи, в которой Бабаджи накрываются платками, как гопи, и носят сари. Нынче, чтобы стать гопи, нужно просто купить сари на рынке и нанести бинду… И тогда мы станем гопи. Как только Гурудев сказал эти слова, в храм вошел один мужчина, одетый в точности, как женщина. Как будто слова Гурудева немедленно материализовались. И все стали посмеиваться над этим мужчиной. Я стал тоже смеяться, слишком громко, и Махараджу это не понравилось. Он серьезно посмотрел на меня, и я думал, что обмочусь от страха, потому что я не мог остановить этот смех… Тогда Гурудев первый раз посмотрел на меня и спросил, почему я смеюсь. Я сказал: «Гурудев, вы говорили, и в ту же секунду он вошел… Как я мог сдержать смех?» Я увидел, что он очень серьезен, и, когда он такой, то слушать нужно тоже очень серьезно. Он сильно меня отругал за мой смех, потому что он серьезные вещи говорил. Когда этот мужчина зашел в женском платье, Гурудев даже не обратил на него внимания. Но он увидел, что я смеюсь во то время, когда он объясняет серьезные вещи. И тогда я понял, что с Гуру и Вайшнавами нужно быть очень осторожным. После этого я приходил к Гурудеву с большой серьезностью. Он как лев. Когда он давал хари-катху, все брахмачари немножко дрожали от страха.
Но сейчас все свободны. Если кто-то что-то сделает не так, совершит ошибку, кто его поправит? Кто кого будет слушать? Потому что если у нас нет дружбы, если мы не помогаем друг другу, то мы все вместе пойдем вниз. Старайтесь оставаться вместе, и тогда наш бхаджан будет развиваться. В-одиночку мы не сможем заниматься бхаджаном, поэтому старайтесь быть вместе, быть хорошими. Если вы будете стараться, то это возможно.