2 августа 2012 г.
Даршан со Шримати Кришна-прией Диди и Шрипад БВ Мадхусуданой Махараджем
И все же, к чему мы стремимся? К манджари-бхаве или к гопи-бхаве?
М.М.: Манджари-бхава – это тоже гопи-бхава. Ведь манджари – тоже гопи. Их отцы и мужья – пастухи. Все манджари замужем. Йогамайя устроила так, что все они вышли замуж неподалеку от Явата. Они живут в доме родителей мужа и ходят к Радхике совершать севу. Рупа и Рагхунатха Госвами – тоже гопи. Когда нам дают санньяса-мантру, в ней содержится гопи-бхава.
Разница между Лалитой, Вишакхой и манджари заключается в том, что последние не встречаются с Кришной напрямую. Если они приготовили что-нибудь для Кришны, то отдают это Радхике, а та отдает Кришне.
Диди: Представьте, что вы приготовили что-то вкусное и сами съели. Вы получили определенное удовольствие, но не полное. А если вы приготовили и вкусили прасад вместе с близким человеком, и тот сказал: «Как вкусно!», это принесет вам больше радости. Так же и манджари. Они испытывают гораздо больше счастья, когда Радхика встречается с Кришной.
А что, если мы хотим стать гопи на уровне Лалиты и Вишакхи? Возможно ли это?
М.М.: Нет. Они нитья-парикары, вечные спутники Бхагавана. Они неотличны от Бхагавана. Если мы будем думать: «Я Лалита», это все равно, что думать: «Я Брахман. Ахам брахмасми». Мы можем стать гопи, но всегда будем под руководством Лалиты и Вишакхи.
Что для этого нужно делать?
М.М.: Нужно развить сильную привязанность к Лалите и Вишакхе и под их руководством следовать процессу преданного служения.
Мы не можем встать на один уровень с вечными спутниками. Не следует также думать: «Я Субал или Шридама». Не считайте себя такими же, как они.
Кем вы станете – зависит от вашей сварупы. В духовном мире тоже есть группы. Не все находятся в группе Радхарани. У некоторых сварупа – бать в группе Чандравали. Я знал одного такого человека. Он пришел в линию гаудия-вайшнавов, но его очень привлекала Чандравали. Поэтому он не смог остаться здесь и, в конце концов, ушел совершать бхаджан в место Чандравали.
Если нам нравится катха в определенной расе, значит ли это, что такова наша сварупа?
М.М.: То, что нам нравится, влияет на то, где мы в результате окажемся. Где мы сейчас находимся умом, там мы и есть. Наши мысли и составляют наш мир. Если мы думаем о Чандравали, значит мы с Чандравали.
Поначалу нам все равно, что слушать, но когда преданный постигает свои взаимоотношения с Кришной, он уже не может слушать катху не в своей расе. Его не удовлетворяет такая катха.
Я могу слушать катху в шанта, дасья или сакхья-расе, но все, что выше сакхья-расы, я не понимаю.
М.М.: Ничего страшно. Пусть пока будет сакхья. В мадхурья-бхаве уже заключена сакхья. Манджари тоже дружат с Кришной, как Мадхумангал, Шридама и др. Но у гопи есть нечто большее.
Почему люди не могут остаться в садху-санге? Им мешают какие-то особые анартхи?
М.М.: Анартхи есть у всех, даже у тех, кто приходит к Тхакурджи. Тхакурджи очищают нас ото всех анартх. Но некоторые люди, действительно, не могут оставаться в садху-санге. Это большая анартха. Садху-санга уничтожает все анартхи, но если мы не можем оставаться в садху-санге – то не можем и очиститься от анартх…
Диди: Люди могут приходить к вайшнаву, получить дикшу и слушать его хари-катху много лет, а потом внезапно они могут отклониться от его наставлений и уйти. Если человек искренний, то Тхакурджи его сохранят. А остальные уйдут. Это Тхакурджи решают, кого оставить, а кого изгнать.
М.М.: Только в садху-санге мы можем чувствовать себя в безопасности. Что бы ни делал с нами гуру, нужно держаться за его стопы. Если у нас есть любовь к гуру, то, даже если он нас ругает или бьет, это доставляет нам большое счастье. Потому что через наказание гуру проявляет свою любовь.
Существует мнение, что даже если мы получили дикшу от Бабаджи или от неквалифицированного гуру, но шикшуполучаем у подлинных гаудия-вайшнавов, то именно шикша повлияет на результат. Дикша в этом случае не очень важна. Так ли это?
Диди: Да это так. Если вы предались возвышенному вайшнаву и получаете от него шикшу, то будете развиваться. В этом случае не столь важно, от кого у вас дикша. И все же, дикша-гуру должен быть по крайне мере квалифицированным. Пусть он не лишком возвышен, но должна быть хотя бы минимальная квалификация.
М.М.: Когда к нам приходит человек, нам не важно, чей он ученик. Наша обязанность помогать ему в бхакти. Гуру-таттвабезгранична. Нет каких-либо рамок, ограничивающих ее. Даже если у вас дикша от другого вайшнава, все равно вы можете приходить и слушать хари-катху. Если мы кому-то дадим хороший совет, который поможет им в бхакти, то мы сами обретем благо.
Гуру – не собственник. Когда к нему приходит человек, он не говорит ему: «Отныне только я твой гуру. Теперь только меня слушай». Это не правильно. Человек, который так говорит, – не гуру.
Настоящий гуру, когда к нему приходят за наставлениями, думает: «Я ничего из себя не представляю, но раз вы пришли ко мне, то я сделаю все, что в моих силах, чтобы вам помочь».